Новости

Ямал — Европа: дубля не будет

Беларусь проиграла главному лоббисту проекта Nord Stream

Предложение построить вторую нитку газопровода Ямал — Европа содержится в письме, которое правительство Беларуси на минувшей неделе направило в адрес премьер-министра России Виктора Зубкова.

Татьяна МАНЕНОК

В Минске рассчитывали, что новое правительство РФ будет более восприимчивым к аргументам союзника, но, похоже, просчитались.

В подготовленном обращении на имя В. Зубкова содержатся расчеты и аргументы в пользу строительства газопровода Ямал — Европа-2. Фактически вопрос поставлен так: зачем строить Nord Stream в обход Беларуси, если гораздо выгоднее проложить газопровод по ее территории?

В последнее время белорусские козыри озвучивались неоднократно.

Прежде всего, мощность второй очереди белорусского участка Ямал — Европа-2 может быть равна мощности первой ветки газопровода Nord Stream (27,5 млрд. куб. м). Проект будет значительно дешевле (по оценкам, 2,5-3 млрд. USD), поскольку при строительстве первой очереди газопровода на территории Беларуси сделан землеотвод на 2 нитки и создана вся необходимая инфраструктура: станции, системы контроля, коммуникации. К тому же А. Лукашенко недавно пообещал российскому концерну в случае отказа от Nord Stream беспрецедентные льготы для реализации проекта в Беларуси.

"Если согласие российской стороны будет получено, Беларусь готова начать строительство в кратчайшие сроки", — сказал собеседник корр. "БР" в Минэнерго.

Новые аргументы Минска.

Беларусь уже несколько лет подряд пытается убедить руководство "Газпрома" и правительство России начать строительство второй ветки Ямал — Европа. Однако до сих пор Россия отвечала дипломатичными отказами.

В этом году в канун переговоров с "Газпромом" по цене на газ на 2008 год Минск в очередной раз инициировал всплеск интереса к данной теме. И произошло это вовсе не случайно. В переговорах с монополистом появился новый козырь, от которого просто так не отмахнуться.

"Газпром" к 2011 году станет владельцем 50% акций ОАО "Белтрансгаз", и было бы неправильно, создавая СП, не ставить задачу более эффективной его работы в будущем, отметил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский 19 октября по итогам заседания Совета министров Союзного государства в Минске. Тем более, резонно заметил С. Сидорский, что с учетом удорожания энергоресурсов особую актуальность приобретает цена самой их доставки до потребителей. Очевидно, что в этой ситуации строительство газопровода Ямал — Европа-2 — наиболее экономичный и целесообразный проект.

Похоже, этот довод показался убедительным и В. Зубкову. Он заметил, что "Газпрому", который скоро станет собственником 50% акций "Белтрансгаза", "было бы неправильно не ставить задач по эффективной работе предприятия". Правда, при этом В. Зубков добавил, что "построить вторую нитку проблем нет, — надо иметь баланс сырья и баланс поставок газа в Европу и на внутренний рынок".

Страны-транзитеры солидарны.

Инициативы белорусской стороны на этот раз совпали с польскими. В СМИ появилась информация, что "Газпром" и польский газовый монополист PGNiG могут обсудить вопрос о возможности прокладки второй нитки газопровода Ямал — Европа.

Польская Gazeta Wyborcza 30 октября сообщила, что акционеры EuRoPol Gaz соберутся на годовое собрание 7 ноября. По данным издания, на собрании "Газпром" может предложить полякам рассмотреть вопрос о возможности прокладки Ямал — Европа-2. Комментируя эту ситуацию, официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов отметил, что в повестке дня собрания нет вопросов, имеющих отношение к стратегии развития предприятия. Тем не менее польское издание напоминает, что ранее уже были случаи, когда повестка дня собраний расширялась.

Следует отметить, что эти настроения стран — транзитеров российского газа обозначились на фоне определенных трудностей, возникших в последнее время на пути проекта Nord Stream.

Хотя канцлер Германии Ангела Меркель ранее говорила, что, несмотря на критическую позицию соседних Польши и прибалтийских стран, проект будет осуществлен в срок, с ходом его реализации тем не менее недавно возникли затруднения. Дело в том, что Германия не разрешает "Газпрому" и его миноритарным партнерам по СП — немецким BASF и E.ON — строить ответвление от будущей трубы без предоставления гарантий доступа к ней "третьим лицам".

Впрочем, сами участники проекта считают, что разногласия с регулирующими органами Германии могут лишь ненамного сдвинуть сроки строительства Nord Stream.

Тем не менее на минувшей неделе Швеция вслед за Польшей потребовала дополнительную экологическую экспертизу данного проекта. Да и у некоторых европейских экспертов появились сомнения в рентабельности поставок по этому газопроводу.

В недавнем интервью латвийской газете Dienas Bizness эксперт по делам европейской конкуренции Алан Райли заявил, что экономическая выгода газопровода Nord Stream находится под вопросом, поскольку стоимость трубы может вырасти в 2 раза — до 10 млрд. EUR. "Ведь дно Балтийского моря — свалка оружия, и его придется чистить", — заявил он.

Но главная опасность, по его мнению, таится в неспособности проекта окупиться из-за либерализации европейского газового рынка. В результате газ, который будет доставляться по этому газопроводу, станет очень дорогим. А европейский рынок к тому времени уже будет либерализован, газ начнет поступать из разных источников и станет дешевле.

Сомнения европейского эксперта развеяла пресс-секретарь Nord Stream Ирина Васильева. Она сообщила, что смета газопровода может быть незначительно скорректирована в сторону увеличения. Тем более что затраты на чистку Балтийского моря уже включены в проект. Согласно исследованиям, спрос на газ будет постоянно расти, и Nord Stream сможет покрыть дополнительно лишь около 25% импорта газа, который к тому времени будет сформирован.

Что касается либерализации газового рынка Европы, то она действительно предполагает постепенный отказ от долгосрочных контрактов (а именно они являются основой европейской деятельности "Газпрома"). Кроме того, в середине сентября Еврокомиссия представила "третий пакет" по либерализации в секторе энергетики. Он запрещает компаниям, добывающим газ и генерирующим электроэнергию, владеть соответствующими транспортными сетями.

Однако спустя некоторое время Еврокомиссия пояснила, что Nord Stream может не подпасть под действие поправок, поскольку добывающей компании необходимо будет окупить инвестиции в строительство.

Главная проблема — дефицит сырья.

Очевидно, эти временные трудности не заставят Москву отказаться от Nord Stream в пользу Ямал — Европа-2. Тем более что самый главный недостаток его — отсутствие сырья.

Эксперты отмечают, что нынешний глава "Газпрома" Алексей Миллер получил в наследство от своего предшественника Рема Вяхирева два проекта, которые по сей день тормозят развитие газовой отрасли России, — вялотекущее освоение Штокмановского месторождения и строительство трубопровода Ямал — Европа.

Последний проект замышлялся как стратегический, призванный создать гибкую схему транспортировки российского газа в Европу и облегчить завоевание Россией новых газовых рынков. Протяженность нового экспортного маршрута должна была составить 4,1 тыс. км (от месторождений Ямала через Ухту и Торжок, по территории Беларуси и Польши в Германию), а мощность к 2010 году планировалось довести до 65,7 млрд. куб. м газа в год.

Расчетная стоимость проекта, реализация которого началась в 1994 году в приграничных районах Германии и Польши, составила около 2 млрд. USD. К 1999 году первоочередные участки газопровода — на территории Польши, Германии и Беларуси — были введены в эксплуатацию (с временным заполнением газа с действующих месторождений Западной Сибири). Оставалось лишь соединить построенную газотранспортную систему с месторождениями Ямала. Однако в 2000 году "Газпром" вдруг изменил концепцию. Из-за дефицита средств освоение Ямала было отложено, и конечной точкой газопровода временно стал город Торжок Тверской области.

Предполагалось, что туда по новому трубопроводу Северные районы Тюменской области (СРТО) — Торжок будут перенаправлены объемы газа из Надым-Пур-Тазовского района, которые до этого шли в Германию через Украину. Со временем к узлу должны были подключить и месторождения Ямала. Однако и на данном этапе возникли затруднения.

По данным "Газпрома", на конец 2006 года в рамках проекта была введена в эксплуатацию линейная часть газопровода протяженностью 2 тыс. км (из почти 3 тыс. км) и 4 из 13 запланированных компрессорных станций. Таким образом, отмечают эксперты, из-за недостатка средств на освоение месторождений образуется и недостаток газа для заполнения газопроводов.

Между тем и перспективы освоения Ямала, которое должно ознаменоваться вводом в эксплуатацию Бованенковского и Харасавэйского месторождений, с каждым годом выглядят все отдаленнее. Первый газ в Бованенково планировалось получить еще в 2005 году, однако острый дефицит инвестиций (по оценкам "Газпрома", в освоение Ямала надо вложить не менее 69 млрд. USD) отодвинул эту дату на 2011 год.

Впрочем, эксперты и такой срок называют фантастическим: примерно из 30 млрд. USD, необходимых для обустройства только этих двух месторождений, в 2007 году "Газпром" выделил лишь 26,2 млрд. RUB (около 900 млн. USD). Впоследствии эта сумма была урезана до 25,4 млрд. RUB. А на газопровод Бованенково — Ухта, строительство которого требует революционных технологических решений, выделено всего 1,4 млрд. RUB (около 5 млн. USD). Вместе с тем добыча на основных месторождениях "Газ-прома" — Уренгойском и Ямбургском — снижается на 25-30 млрд. куб. м ежегодно, что составляет около 5% от совокупного объема добычи всей группы.

В таких условиях говорить о строительстве второй ветки газопровода Ямал — Европа бессмысленно.

Нет лоббиста опытнее Путина.

Самое главное, подчеркивают эксперты, Ямал — Европа-2 не предусматривает гарантий от недопущения форс-мажора, связанного с политическими факторами.

И хотя, как отмечает эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий РФ Алексей Белогорьев, благодаря вхождению "Газпрома" в "Белтрансгаз" белорусский вопрос стал в 2007 году чуть менее острым, с Польшей отношения никак нельзя назвать урегулированными. Даже смена кабинета Ярослава Качиньского вряд ли что-то изменит, подчеркивает эксперт.

Более определенно по стратегическому для Москвы проекту высказался президент Союза независимых производителей газа РФ Виктор Баранов. "Более чем уверен, что газопровод будет работать в установленные сроки. Потому что лоббиста опытнее и квалифицированнее, чем наш президент, я никогда не видел. Все, что предлагается и делается Путиным, реализовано или реализуется", — заявил он.

Что и требовалось доказать. "У нас для осуществления проекта Ямал — Европа-2 нет никаких оснований", — сказал журналистам после заседания правительства 1 ноября министр Минпромэнерго Российской Федерации Виктор Христенко. Россия строит Nord Stream, что и "является ответом на вопрос о реализации проекта Ямал — Европа-2, отметил В. Христенко.

В этом же ключе 1 ноября на пресс-конференции высказался и посол России в Беларуси Александр Суриков. Он выразил сомнение в целесообразности создания газопровода Ямал — Европа-2 параллельно с Nord Stream, строительство которого уже начато. "Что же теперь — закопать эти деньги?" — задал риторический вопрос посол.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

12.03.2015Нацпарк "Беловежская пуща" ожидает более Br27 млрд дополнительной выручки после введения безвизового режима для туристов
Национальный парк "Беловежская пуща" ожидает более Br27 млрд дополнительной выручки от увеличения потока иностранных туристов после установления для них безвизового въезда.

11.03.2015Лукашенко: Беларусь готова сотрудничать с Азербайджаном по всем направлениям
Беларусь готова сотрудничать с Азербайджаном по всем направлениям. Об этом заявил сегодня Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с первым заместителем премьер-министра Азербайджана Ягубом Эюбовым.

10.03.2015Лукашенко: никаких льгот для нерадивых хозяйственников быть не должно
Никаких льгот для нерадивых хозяйственников быть не должно. Это отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 марта во время доклада о проекте указа по вопросам совершенствования деятельности в сфере лесного хозяйства.

09.03.2015Логистический центр ООО "Милавица-логистик"
ООО «Милавица-логистик» создано в 2010 году в группе компаний Silvano Fashion Group. В 2013 году Обществом реализован проект введения в промышленную эксплуатацию высокотехнологичного Логистического центра на складских площадях в поселке Обчак Минского района.

09.03.2015Кобяков: диверсификация экспорта должна стать драйвером экономического роста
Диверсификация экспорта должна стать драйвером экономического роста, поэтому она является главным акцентом программы деятельности правительства в 2015 году. Об этом заявил сегодня на совещании в Витебском облисполкоме премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2015
Март
ПонВтСрЧетПятСубВоск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Реклама
   

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2015 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом