Новости

Ямал — Европа: дубля не будет

Беларусь проиграла главному лоббисту проекта Nord Stream

Предложение построить вторую нитку газопровода Ямал — Европа содержится в письме, которое правительство Беларуси на минувшей неделе направило в адрес премьер-министра России Виктора Зубкова.

Татьяна МАНЕНОК

В Минске рассчитывали, что новое правительство РФ будет более восприимчивым к аргументам союзника, но, похоже, просчитались.

В подготовленном обращении на имя В. Зубкова содержатся расчеты и аргументы в пользу строительства газопровода Ямал — Европа-2. Фактически вопрос поставлен так: зачем строить Nord Stream в обход Беларуси, если гораздо выгоднее проложить газопровод по ее территории?

В последнее время белорусские козыри озвучивались неоднократно.

Прежде всего, мощность второй очереди белорусского участка Ямал — Европа-2 может быть равна мощности первой ветки газопровода Nord Stream (27,5 млрд. куб. м). Проект будет значительно дешевле (по оценкам, 2,5-3 млрд. USD), поскольку при строительстве первой очереди газопровода на территории Беларуси сделан землеотвод на 2 нитки и создана вся необходимая инфраструктура: станции, системы контроля, коммуникации. К тому же А. Лукашенко недавно пообещал российскому концерну в случае отказа от Nord Stream беспрецедентные льготы для реализации проекта в Беларуси.

"Если согласие российской стороны будет получено, Беларусь готова начать строительство в кратчайшие сроки", — сказал собеседник корр. "БР" в Минэнерго.

Новые аргументы Минска.

Беларусь уже несколько лет подряд пытается убедить руководство "Газпрома" и правительство России начать строительство второй ветки Ямал — Европа. Однако до сих пор Россия отвечала дипломатичными отказами.

В этом году в канун переговоров с "Газпромом" по цене на газ на 2008 год Минск в очередной раз инициировал всплеск интереса к данной теме. И произошло это вовсе не случайно. В переговорах с монополистом появился новый козырь, от которого просто так не отмахнуться.

"Газпром" к 2011 году станет владельцем 50% акций ОАО "Белтрансгаз", и было бы неправильно, создавая СП, не ставить задачу более эффективной его работы в будущем, отметил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский 19 октября по итогам заседания Совета министров Союзного государства в Минске. Тем более, резонно заметил С. Сидорский, что с учетом удорожания энергоресурсов особую актуальность приобретает цена самой их доставки до потребителей. Очевидно, что в этой ситуации строительство газопровода Ямал — Европа-2 — наиболее экономичный и целесообразный проект.

Похоже, этот довод показался убедительным и В. Зубкову. Он заметил, что "Газпрому", который скоро станет собственником 50% акций "Белтрансгаза", "было бы неправильно не ставить задач по эффективной работе предприятия". Правда, при этом В. Зубков добавил, что "построить вторую нитку проблем нет, — надо иметь баланс сырья и баланс поставок газа в Европу и на внутренний рынок".

Страны-транзитеры солидарны.

Инициативы белорусской стороны на этот раз совпали с польскими. В СМИ появилась информация, что "Газпром" и польский газовый монополист PGNiG могут обсудить вопрос о возможности прокладки второй нитки газопровода Ямал — Европа.

Польская Gazeta Wyborcza 30 октября сообщила, что акционеры EuRoPol Gaz соберутся на годовое собрание 7 ноября. По данным издания, на собрании "Газпром" может предложить полякам рассмотреть вопрос о возможности прокладки Ямал — Европа-2. Комментируя эту ситуацию, официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов отметил, что в повестке дня собрания нет вопросов, имеющих отношение к стратегии развития предприятия. Тем не менее польское издание напоминает, что ранее уже были случаи, когда повестка дня собраний расширялась.

Следует отметить, что эти настроения стран — транзитеров российского газа обозначились на фоне определенных трудностей, возникших в последнее время на пути проекта Nord Stream.

Хотя канцлер Германии Ангела Меркель ранее говорила, что, несмотря на критическую позицию соседних Польши и прибалтийских стран, проект будет осуществлен в срок, с ходом его реализации тем не менее недавно возникли затруднения. Дело в том, что Германия не разрешает "Газпрому" и его миноритарным партнерам по СП — немецким BASF и E.ON — строить ответвление от будущей трубы без предоставления гарантий доступа к ней "третьим лицам".

Впрочем, сами участники проекта считают, что разногласия с регулирующими органами Германии могут лишь ненамного сдвинуть сроки строительства Nord Stream.

Тем не менее на минувшей неделе Швеция вслед за Польшей потребовала дополнительную экологическую экспертизу данного проекта. Да и у некоторых европейских экспертов появились сомнения в рентабельности поставок по этому газопроводу.

В недавнем интервью латвийской газете Dienas Bizness эксперт по делам европейской конкуренции Алан Райли заявил, что экономическая выгода газопровода Nord Stream находится под вопросом, поскольку стоимость трубы может вырасти в 2 раза — до 10 млрд. EUR. "Ведь дно Балтийского моря — свалка оружия, и его придется чистить", — заявил он.

Но главная опасность, по его мнению, таится в неспособности проекта окупиться из-за либерализации европейского газового рынка. В результате газ, который будет доставляться по этому газопроводу, станет очень дорогим. А европейский рынок к тому времени уже будет либерализован, газ начнет поступать из разных источников и станет дешевле.

Сомнения европейского эксперта развеяла пресс-секретарь Nord Stream Ирина Васильева. Она сообщила, что смета газопровода может быть незначительно скорректирована в сторону увеличения. Тем более что затраты на чистку Балтийского моря уже включены в проект. Согласно исследованиям, спрос на газ будет постоянно расти, и Nord Stream сможет покрыть дополнительно лишь около 25% импорта газа, который к тому времени будет сформирован.

Что касается либерализации газового рынка Европы, то она действительно предполагает постепенный отказ от долгосрочных контрактов (а именно они являются основой европейской деятельности "Газпрома"). Кроме того, в середине сентября Еврокомиссия представила "третий пакет" по либерализации в секторе энергетики. Он запрещает компаниям, добывающим газ и генерирующим электроэнергию, владеть соответствующими транспортными сетями.

Однако спустя некоторое время Еврокомиссия пояснила, что Nord Stream может не подпасть под действие поправок, поскольку добывающей компании необходимо будет окупить инвестиции в строительство.

Главная проблема — дефицит сырья.

Очевидно, эти временные трудности не заставят Москву отказаться от Nord Stream в пользу Ямал — Европа-2. Тем более что самый главный недостаток его — отсутствие сырья.

Эксперты отмечают, что нынешний глава "Газпрома" Алексей Миллер получил в наследство от своего предшественника Рема Вяхирева два проекта, которые по сей день тормозят развитие газовой отрасли России, — вялотекущее освоение Штокмановского месторождения и строительство трубопровода Ямал — Европа.

Последний проект замышлялся как стратегический, призванный создать гибкую схему транспортировки российского газа в Европу и облегчить завоевание Россией новых газовых рынков. Протяженность нового экспортного маршрута должна была составить 4,1 тыс. км (от месторождений Ямала через Ухту и Торжок, по территории Беларуси и Польши в Германию), а мощность к 2010 году планировалось довести до 65,7 млрд. куб. м газа в год.

Расчетная стоимость проекта, реализация которого началась в 1994 году в приграничных районах Германии и Польши, составила около 2 млрд. USD. К 1999 году первоочередные участки газопровода — на территории Польши, Германии и Беларуси — были введены в эксплуатацию (с временным заполнением газа с действующих месторождений Западной Сибири). Оставалось лишь соединить построенную газотранспортную систему с месторождениями Ямала. Однако в 2000 году "Газпром" вдруг изменил концепцию. Из-за дефицита средств освоение Ямала было отложено, и конечной точкой газопровода временно стал город Торжок Тверской области.

Предполагалось, что туда по новому трубопроводу Северные районы Тюменской области (СРТО) — Торжок будут перенаправлены объемы газа из Надым-Пур-Тазовского района, которые до этого шли в Германию через Украину. Со временем к узлу должны были подключить и месторождения Ямала. Однако и на данном этапе возникли затруднения.

По данным "Газпрома", на конец 2006 года в рамках проекта была введена в эксплуатацию линейная часть газопровода протяженностью 2 тыс. км (из почти 3 тыс. км) и 4 из 13 запланированных компрессорных станций. Таким образом, отмечают эксперты, из-за недостатка средств на освоение месторождений образуется и недостаток газа для заполнения газопроводов.

Между тем и перспективы освоения Ямала, которое должно ознаменоваться вводом в эксплуатацию Бованенковского и Харасавэйского месторождений, с каждым годом выглядят все отдаленнее. Первый газ в Бованенково планировалось получить еще в 2005 году, однако острый дефицит инвестиций (по оценкам "Газпрома", в освоение Ямала надо вложить не менее 69 млрд. USD) отодвинул эту дату на 2011 год.

Впрочем, эксперты и такой срок называют фантастическим: примерно из 30 млрд. USD, необходимых для обустройства только этих двух месторождений, в 2007 году "Газпром" выделил лишь 26,2 млрд. RUB (около 900 млн. USD). Впоследствии эта сумма была урезана до 25,4 млрд. RUB. А на газопровод Бованенково — Ухта, строительство которого требует революционных технологических решений, выделено всего 1,4 млрд. RUB (около 5 млн. USD). Вместе с тем добыча на основных месторождениях "Газ-прома" — Уренгойском и Ямбургском — снижается на 25-30 млрд. куб. м ежегодно, что составляет около 5% от совокупного объема добычи всей группы.

В таких условиях говорить о строительстве второй ветки газопровода Ямал — Европа бессмысленно.

Нет лоббиста опытнее Путина.

Самое главное, подчеркивают эксперты, Ямал — Европа-2 не предусматривает гарантий от недопущения форс-мажора, связанного с политическими факторами.

И хотя, как отмечает эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий РФ Алексей Белогорьев, благодаря вхождению "Газпрома" в "Белтрансгаз" белорусский вопрос стал в 2007 году чуть менее острым, с Польшей отношения никак нельзя назвать урегулированными. Даже смена кабинета Ярослава Качиньского вряд ли что-то изменит, подчеркивает эксперт.

Более определенно по стратегическому для Москвы проекту высказался президент Союза независимых производителей газа РФ Виктор Баранов. "Более чем уверен, что газопровод будет работать в установленные сроки. Потому что лоббиста опытнее и квалифицированнее, чем наш президент, я никогда не видел. Все, что предлагается и делается Путиным, реализовано или реализуется", — заявил он.

Что и требовалось доказать. "У нас для осуществления проекта Ямал — Европа-2 нет никаких оснований", — сказал журналистам после заседания правительства 1 ноября министр Минпромэнерго Российской Федерации Виктор Христенко. Россия строит Nord Stream, что и "является ответом на вопрос о реализации проекта Ямал — Европа-2, отметил В. Христенко.

В этом же ключе 1 ноября на пресс-конференции высказался и посол России в Беларуси Александр Суриков. Он выразил сомнение в целесообразности создания газопровода Ямал — Европа-2 параллельно с Nord Stream, строительство которого уже начато. "Что же теперь — закопать эти деньги?" — задал риторический вопрос посол.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

09.04.2015«Экспоцентр» соберет мировых лидеров стройиндустрии
С 14 по 17 апреля года в ЦВК «Экспоцентр» в Москве пройдет Неделя строительства и архитектуры в рамках международной выставки MosBuild–2015, которая более 20 лет знакомит с достижениями лучших мировых производителей и разработчиков в сфере строительства, архитектуры и дизайна, сообщила пресс-служба ЗАО «Экспоцентр» 

09.04.2015Лукашенко: Беларусь высоко ценит и гордится своими отношениями с Китаем
Беларусь очень серьезно готовится к визиту в Минск Председателя КНР Си Цзиньпина. Об этом заявил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 8 апреля на встрече с министром иностранных дел Китайской Народной Республики Ван И, сообщили в пресс-службе белорусского лидера. 

08.04.2015Министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая обсудила перспективы инвестиций в страны ЕАЭС с представителями Канадской деловой ассоциации в Евразии и России
 6 апреля в Москве состоялась встреча Члена Коллегии (Министра) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяны Валовой с представителями Канадской деловой ассоциации в Евразии и России (КДАРЕ), на которой обсуждались возможности для инвестирования и развития бизнеса в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В мероприятии также приняли участие представители бизнес-сообщества Канады.

07.04.2015Работа с нерезидентами по договору консигнации (комиссии)
ООО «Балтспед логистик» предлагает услуги по организации поставок товаров нерезидентов в Российскую Федерацию транзитом через Республику Беларусь.

07.04.2015Лукашенко: строительство Гарлыкского комбината доказывает, что Беларусь умеет создавать современные предприятия
Строительство Гарлыкского горно-обогатительного комбината в Туркменистане доказывает, что белорусы умеют создавать современные предприятия, а не только сохранять и эксплуатировать то, что досталось от предыдущих поколений. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня, принимая с докладом председателя Совета Республики Национального собрания Михаила Мясниковича, который недавно совершил визит в Туркменистан.


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2015
Апрель
ПонВтСрЧетПятСубВоск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2015 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом